Автовладельцам часто приходится терять время в ожидании сотрудников ГИБДД.
Иногда даже незначительная царапина приводит к долгому стоянию в пробке, опозданию на работу или важную встречу.
В Европе давно уже придумали, как решить такую проблему, а наша страна решила воспользоваться западным примером только в 2009 году.
Европротокол – это упрощённая схема оформления ДТП, а также название документа, который для него используется.
По такой схеме участники аварии без жертв и серьёзных повреждений могут оформить бумагу о происшествии самостоятельно, не вызывая сотрудников ГИБДД.
По статистике, большинство аварий незначительны, однако по правилам всё равно расцениваются как ДТП и требуют присутствия автоинспектора. Порой его ожидание затягивается надолго, и в течение всего времени автомобили загораживают парковку или проезжую часть.
Наши законодатели решили воспользоваться опытом западных коллег.
Там участники несерьёзных дорожных происшествий сами обо всём договариваются, оценивают ущерб и отправляют заполненные бланки страховщикам.
Компания потерпевшего выплачивает клиенту страховку, а её сумму затем взыскивает с компании виновника ДТП.
В теории и западной практике всё быстро, удобно и справедливо. Как же обстоят дела в России?
При соблюдении этих пунктов договорившиеся участники ДТП могут взять специальные бланки, которые выдаёт страховщик вместе с полисом, и заполнить их по всем правилам.
Далее в течение пяти дней их нужно передать в свою страховую компанию, причём и виновнику, и потерпевшему.
Машины 15 дней не ремонтировать, так как страховщики имеют право провести экспертизу и оценить повреждения.
На первый взгляд преимуществ у такой схемы очень много. Водителям не придётся долго ждать инспектора из-за каждой царапины. Удобно и то, что обращаться нужно к своему страховщику, а не в компанию виновника ДТП. Однако вскоре выяснилось, что идея требует доработок.
Вопрос честности участников ДТП. Кто даст гарантию, что водитель, признавший себя виновным, не сделает какой-нибудь намеренной ошибки в документах? А правильность заполнения – одно из обязательных условий страховщика.
Бывают и другие случаи: например, виновник ДТП успел свою машину отремонтировать и продать в другой город, так что страховая компания не смогла проверить её повреждения и отказала в выплате.
Список показательных ситуаций можно и продолжить.
Анализ данных, накопленных с момента введения европротокола, привёл к необходимости внесения некоторых поправок.
С 01.09.2014 года вводится ещё одна поправка, регулирующая ответственность виновника ДТП.
Отныне, если он не подал документы вовремя, отремонтировал свою машину или не предоставил её для осмотра, его страховщик вправе потребовать от него возмещения суммы компенсации, выплаченной потерпевшему.
Узнайте сколько стоит ОСАГО после повышения Центробанком тарифов в октябре 2014 года.
Как получить страховую выплату пострадавшим в ДТП по новым правилам 2015 года узнайте ТУТ.
С 03.10.2014 (первоначально планировалось с 1-го) в 4 регионах экспериментально был введён так называемый безлимитный европротокол по ОСАГО.
Его преимущество – увеличенная до 400 тысяч сумма страховой выплаты по европротоколу.
Суть понятия в следующем: максимальная сумма страховой выплаты небольшая, но увеличить компенсацию – значит, привлечь мошенников. Стало быть, задача водителей – подтвердить истинность ДТП.
Это можно сделать, используя данные со средств контроля, способных регистрировать информацию без возможности её корректировки.
Предполагается, что это будут сведения об аварии, зафиксированные навигационными приборами, работающими по технологии ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС параллельно с другими системами).
Воспользоваться безлимитным европротколом смогут водители, попавшие в ДТП на территории Москвы, МО, Санкт-Петербурга и ЛО.
При этом неважно, где зарегистрированы транспортные средства, но договоры ОСАГО должны быть заключены после 3 октября, когда поправка вступила в силу.
Помимо обычных документов, для получения безлимитной компенсации по европротоколу потребуется предъявить страховщику электронный носитель с фото и видео места аварии с его координатами, а также заявление, что эти сведения не корректировались.
Фото- и видеосъёмка должны быть выполнены в течение одного часа после аварии.
Первоначально планировалось, что в случае успеха такой схемы она вступит в действие повсеместно с 01.10.2019, но, поскольку выяснилось, что техническая база пока не готова, правительство назначило экспериментальный срок до 01.01.2016(Постановление правительства № 1002 от 1.10.2014).
В переходный период разрешается использовать те средства контроля, которые способны производить съёмку места аварии с регистрацией даты, времени и координат. В дальнейшем планируется поэтапное оборудование автомобилей системой ЭРА ГЛОНАСС.
До изменений 2014 года в рамках европротокола возмещалось лишь 8-9 % убытков, а в начале эксперимента и того меньше. Эксперты отмечают, что причин такой непопулярности было много.
Это и неуверенность в правильности оценки ущерба, и небольшая сумма страховки, и сложности с оформлением документов и получением денег.
Используются ли показания с автомобильных видеорегистраторов для получения выплаты по страховому случаю.
Как «рейтинг утоняемости» влияет на стоимость КАСКО читайте ЗДЕСЬ.
Всё о проверке автомобиля на залог: //auto/a-info/proverka-na-zalog.html
Однако эксперимент, начатый в марте 2009 года, всё же дал свои результаты в виде понимания, что же нужно изменить.
Согласно ряду опросов, проведённых среди жителей Москвы и Петербурга в 2014 году после внесения правок, больше половины автовладельцев считают, что предложенные меры помогут решить проблемы с пробками.
Однако жители регионов предпочитают по старинке дождаться инспектора.
Одной из причин недоверия к европротоколу эксперты РСА считают рост цен на запчасти из-за падения курса рубля. Автомобилистам сложно оценить свой ущерб, поэтому они предпочитают не рисковать.
По данным страховых компаний, с начала действия правок и до конца 2014 года не было зафиксировано увеличения обращения граждан.
Это же касается и безлимитного европротокола. Водители пользуются предложенной им возможностью, но специалисты ГЛОНАСС не отметили повышения спроса на навигационное оборудование.
Однако эксперты не торопят события, считая, что результаты подобных нововведений станут очевидными не раньше чем через год, когда все автомобилисты обновят свои полисы и смогут принять участие в программе.
Очевидно, что система европротокола весьма рациональна и способна решить множество проблем, поэтому её распространение в России лишь вопрос времени.
Накапливается статистика, делаются выводы, принимаются меры – это неизбежно при внедрении любой глобальной идеи. По мере искоренения недостатков системы приходит и понимание её пользы, поэтому процедура непременно станет популярной.
К сожалению, доскональным знанием всех нюансов Правил дорожного движения может похвастаться очень малая часть водителей. К чему может привести недостаточное знание ПДД при оформлении Европротокола?